Когда сотрудники производственного предприятия не знакомы с ключевыми правилами охраны труда, их действия могут повлечь за собой наступление негативных последствий, таких как травмы и несчастные случаи. Соответственно работников, занимающих ту или иную должность, заранее следует информировать об их правах и обязанностях. Они должны знать, как именно осуществлять технологический процесс, находясь на сложной и серьезной работе, не нанося вреда себе и другим лицам.

Порядок проведения

Если не организовать поэтапное обучение трудящихся основным правилам охраны труда, то возникнет огромный риск для их жизни и здоровья. Поэтому законодательство Российской Федерации предписывает обязательное изучение норм охраны трудовой деятельности руководителям и работникам предприятий, а в особенном порядке сотрудникам вредных производств.

Порядок проведения обучения устанавливается специальным регламентирующим документом, разработанным Министерством образования (Минобразования) совместно с Министерством труда и социального развития России (Минтруда). Он содержит тезисы из различных правовых документов, среди которых федеральные законы, Трудовой кодекс и дополняющие его постановления правительства Российской Федерации о защите труда работников. В целом этот документ универсален для различных промышленных предприятий.

Опираясь на установленный порядок, Федеральные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления имеют право регулировать систему обучения сотрудников подведомственных им учреждений, вводя определенные изменения и уточнения в нее, но при этом, не нарушая предписания регламентирующего документа. Вносить дополнения также могут органы исполнительной власти субъектов РФ.

Охрана труда – обширное понятие, под которым скрывается целый комплекс правил и действенных методов обеспечения безопасности жизнедеятельности работников и должностных лиц, находящихся на производственном объекте.

Безопасность жизнедеятельности начинается с того, что работнику предоставляются хорошие трудовые условия, медицинское страхование за счет работодателя и гарантии возмещения ущерба при получении травм. При этом действует правило, что несовершеннолетних лиц принимают в штат сотрудников только по письменному разрешению родителей и предварительному согласованию с местом учебы. В силу возраста они обладают некоторыми послаблениями, например, им строго запрещено выполнять тяжелую и опасную работу. Отпуск несовершеннолетних должен составлять не меньше 30\31 календарного дня, и руководство обязано предоставлять возможность уйти в отпуск в любое время года.

Давайте рассмотрим, в каких именно ситуациях требуется обучение правилам охраны труда. С одной стороны, подготовка нужна при поступлении на новое место работы – новички должны усвоить нюансы функционирования различных устройств и приспособлений на производстве. Также обучение необходимо: рабочим, переведенным по определенным причинам в другую организацию или на другой участок подразделения; учащимся образовательных учреждений, проходящим на производстве стажировку или практику; тем лицам, у которых более полугода был перерыв в профессиональной деятельности. Еще одним важным фактором является внедрение нового или модернизация уже имеющегося оборудования, а также введение дополнительных правил по его эксплуатации.

Обучение всегда проводится строго по согласованию с начальником. Таким образом, на главу предприятия возлагается большая ответственность за организацию и координацию учебного процесса, контроль исполнения всех его составляющих этапов, и проверку полученных сотрудниками знаний на экзамене. В помощь главе на территории предприятий создаются действующие комитеты, отвечающие одновременно за подготовку учебных планов и регламентированных процедур по проверке знаний на базе нормативных правовых актов и Трудового кодекса РФ.

Главные цели обучения правилам охраны труда:

  • гарантия соблюдения основ техники безопасности на производстве;
  • сведение к минимуму угрозы появления профессиональных заболеваний;
  • оптимальные условия работы в различных структурных подразделениях предприятия - цехах, отделах, мастерских, лабораториях и т.д.;
  • своевременное выполнение приемов по оказанию первой помощи людям, пострадавшим в результате возникновения чрезвычайных происшествий, например, аварий;

Важно принять во внимание, что для успешной реализации всех стадий обучения, требуется разработать программу, предусматривающую также изучение необходимой актуальной документации по характеру и специфике производственной деятельности предприятия. Таким образом, вы сможете качественно обучать работников и одновременно повышать их квалификацию. В программу должны быть включены выдержки из полных текстов федеральных законов, общих положений, нормативных актов, различных типовых инструкций и т. д. Программа – это фундамент, на который в дальнейшем будет опираться обучение.

Инструктаж

Когда работодатель набирает новых сотрудников, он обязан подробно им разъяснять должностные обязанности, а также проводить для них детальный инструктаж по охране труда. Инструктаж сам по себе является изложением предписанных действий, выполняемых в рамках трудового процесса с учетом правил безопасности. Он характеризуется четкой постановкой целей и задач. Его может осуществлять и уполномоченный руководителем человек, например, главный инженер или технический специалист. Требования по инструктажу распространяются абсолютно на всех работодателей, невзирая на форму собственности их предприятия, организационно-правовую форму ведения их деятельности, т. е. и на физических (предпринимателей), и юридических лиц.

Порядок выполнения инструктажа определяют такие документы, как межотраслевые и отраслевые правила в области защиты трудовой деятельности сотрудников предприятия. Этапы проведения данной процедуры всегда регистрируются в специальном журнале с указанием наименований прочитанных инструкций, проставлением даты и подписей инструктора и работника.

Первый вид инструктажа, о котором пойдет речь – это вводный.

Вводный инструктаж предназначен:

  • всем новым лицам, принимаемым в число сотрудников предприятия;
  • работникам, которых отправляют в командировку (в другой отдел\учреждение);
  • студентам высших учебных заведений, техникумов и колледжей.

Как правило, вводный инструктаж по приказу руководителя ведет один из высококвалифицированных работников самого предприятия – мастер или технолог. Если организация заключила договор со сторонним учреждением образования, специализирующимся на обучении правилам охраны труда, то занятие может вести специалист, выделенный из него.

Вводный инструктаж обычно включает следующие темы:

  • общие сведения о данном предприятии и его деятельности;
  • требования, предъявляемые к соблюдению санитарно-гигиенических норм;
  • режим труда и отдыха (средняя продолжительность рабочего дня и допустимое время перерыва);
  • сведения об авариях, которые могут произойти на конкретном производстве;
  • наиболее опасные аспекты производства, заслуживающие пристального внимания;
  • ознакомление с правилами поведения при несчастных случаях, помощь пострадавшим;
  • соблюдение мер пожарной безопасности;
  • сведения, касающиеся социального страхования рабочих определенной отрасли (профессии);
  • порядок оформления трудового договора.

Первичный инструктаж нужно проходить до начала самостоятельного труда. Сотрудник должен ознакомиться со всей должностной информацией заранее. В противном случае в процессе непосредственной работы могут возникнуть различные неприятности, например, по неосторожности можно сломать оборудование или поранить кого-нибудь. Инструктаж ведут начальники структурных подразделений: прорабы, механики, энергетики, которые прошли полный курс обучения и аттестацию по охране труда. Первичный инструктаж предназначен тем же группам людей, что и вводный, а кроме того, сезонным работникам, совместителям и надомникам, применяющим в работе производственные материалы предприятия. Отметим, что рабочие, чья деятельность не имеет отношения к оборудованию (электрофицированному, химическому, гидропневматическому и т. д.), использованию сырья, технологиям по его хранению, наладке механизмов (их ремонту и испытанию), избавляются от данного инструктажа по решению и официальному распоряжению руководителя.

Перечень вопросов, обсуждаемых на первичном инструктаже:

  • подробное изучение технологического алгоритма работы;
  • поддержание дисциплины на рабочем месте;
  • предотвращение возникновения ситуаций, несущих угрозу жизни;
  • способы эффективного устранения неисправностей на техническом объекте в кратчайшие сроки;
  • использование средств персональной защиты при пожаре и прочих форс-мажорных ситуациях;
  • план безопасного передвижения сотрудников на производственном участке и т. д.

Далее поговорим о целевом инструктаже. Этот вид представляет собой разовое инструктирование, связанное с конкретными действиями, не относящимися к основным обязанностям работника, например: ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций (стихийных бедствий); ведение массовых мероприятий в определенный период времени (например, обзорных экскурсий на объекте). Как правило, людям, принимающим участие в таких заданиях, выдается наряд-допуск или иные документы.

В тех случаях, когда приходится работать в тяжелых условиях и устранять неполадки после разрушений (взрывов, пожаров, наводнений), требуется максимальная сосредоточенность и дисциплина. Обязательно наличие средств индивидуальной защиты, ведь один неверный шаг может быть фатальным. Работники расписываются при получении средств защиты и докладывают об их ненадлежащем виде. Если сотрудники проводят экскурсионные мероприятия, особое внимание уделяется точности излагаемых фактов и представительности внешнего вида не только экскурсовода, но и самого предприятия. Для большей информативности прибегают к наглядным материалам - стенгазетам, иллюстрациям и фотографиям.

Повторный инструктаж носит периодический характер, его назначение заключается в закреплении ранее приобретенных навыков. Поэтому его проводят не реже, чем раз в несколько месяцев. Успешное прохождение повторного инструктирования подтверждает квалификацию работника. Такой вид инструктирования может быть индивидуальным или групповым.

Самым редким видом обучения охране труда является внеплановый инструктаж. Он требуется в следующих ситуациях:

  • неоднократное нарушение сотрудниками правил безопасности на производстве;
  • появление новых приложений в сфере юридической документации по защите труда;
  • внеочередная замена одного оборудования на другое, совершенствование уже имеющихся его модификаций;
  • по предписанию руководителя организации;
  • при перерыве в работе более полугода (например, в связи с болезнью);
  • по указанию представительных органов инспекции и надзора.

Руководители предприятий, их заместители и начальники подразделений обязательно проходят курс обучения правилам охраны труда в первый месяц вступления в должность, а все последующие повторные инструктажи проходят примерно раз в три года.

Проверка знаний трудящихся

Проверка знаний играет значительную роль в социальном развитии трудящихся, позволяя им достигнуть высокого уровня грамотности в области охраны труда. Каждый работодатель должен понимать разницу между процессом обучения и непосредственным контролем полученных знаний. Люди, прослушавшие инструктаж, иногда все равно не готовы к самостоятельной деятельности. Дело в том, что некоторые работники недостаточно добросовестно изучают учебные материалы и это влияет на качество их работы, и даже приводит к тяжким последствиям. Чтобы повлиять на эту ситуацию, желательно, открыть сотрудникам свободный доступ к брошюрам и инструкциям по защите труда. Необходимо выделить отдельный кабинет, располагающий базовой документацией. В этом же кабинете должны проводиться процедуры проверок.

Чтобы учебный и экзаменационный процессы были качественными, важно создать специальную комиссию на предприятии или подписать договор с учебным центром, у которого есть лицензия на преподавание дисциплин по охране труда. Только при наличии большого опыта у преподавателей обучение будет эффективным. Следует составить расписание лекций, обучающих семинаров, консультаций и собеседований, предшествующих сдаче экзамена.

Экзамен включает теоретическую и практическую части, бывает устным или письменным, а также проводится с применением специально разработанных компьютерных программ. Экзаменационные проверки могут носить профилактический характер и проводиться через определенный промежуток времени. От проверки в период первого года службы освобождаются педагогические работники, являющиеся специалистами по охране труда, и у которых наработан стаж более пяти лет.

На экзаменационном заседании в состав комиссии, как правило, входят руководители отделов, штатные преподаватели по защите труда, члены выборных профсоюзных организаций. Возглавляет комиссию председатель, также присутствует его заместитель и секретарь. Данные результатов процедуры проверки оформляются протоколом и заверяются печатью.

Сотруднику, успешно сдавшему экзамен, выдается удостоверение. Если работник получил неудовлетворительную оценку, его категорически не допускают к работе, предоставляя дополнительную возможность изучить материал еще раз и сдать экзамен снова через месяц. В случае очередного провала, работодатель может уволить работника в соответствии с трудовым законодательством и локальными нормативными актами предприятия.

Службы по защите труда курируют системы проверки знаний на предприятиях, а инспекции проводят регулярные проверки для выявления изъянов в них, ведут учет нарушений, преследуя цель сократить количество несчастных случаев до минимума.

Таким образом, проверка объема полученных знаний позволяет:

  • выявлять соответствие между работником и занимаемой им должностью;
  • своевременно осуществлять переподготовку сотрудников;
  • рационально распределять работников на производстве (например, перенаправлять на новую повышенную должность или поручать другую работу после успешного прохождения проверки);
  • определить насколько состоятельны все элементы учебной программы по направлению производственной безопасности, и усовершенствовать их путем внесения корректировок;
  • оценить уровень преподавательской деятельности по обучению сотрудников.

В заключении важно сказать, что обучение по охране труда помогает спасти работников от непоправимых ошибок. Поэтому в интересах самих служащих основательно изучать все пункты правил и инструкций. От полного усвоения теоретических знаний и правильного формирования практических навыков зависит человеческие жизнь и здоровье.

В нашей стране обучение правилам охраны труда на производстве имеет государственную важность и прививается широким спектром правовой нормативной документации. Дальнейшее развитие методик по обеспечению безопасности жизнедеятельности позволит разрешить имеющиеся противоречия между теорией и практикой, и в конечном итоге упростит учебный процесс.

Отправьте заявку
прямо сейчас
+7 -
Отправить

Отправьте нам заявку и мы перезвоним Вам в течении 2-х минут, и предложим лучшее возможное для Вас решение.